Как обезопасить себя от невозврата денежных средств Банком. СРОЧНО для ВКЛАДЧИКОВ БАНКОВ.

29 ноября 2017 года, Верховный суд Украины принял решение, которым разрешил Государственному банку Украины (ОЩАДБАНК) не возвращать вкладчику его депозитные денежные средства в сумме — 23127.11 евро (основную сумму задолженности, проценты за вкладом, 3% годовых).( Дело № 463/2111/14-ц, обнародовано — 07.12.2017 года)

Причина, по которой ОЩАДБАНК отказался возвращать вкладчику денежные средства и которою Суд признал поводом для невозврата денежных средств, следующая:

« …заявление на внесение наличности не относится к приходным кассовым документам, предусмотренных требованиями Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, и не удостоверяет факт принятия банком от ответчика наличности на вклад.

Кроме того, приобщенный к исковому заявлению договор на вклад «Депозитный» на имя физического лица, составленный по форме, несоответствующей типовым формам договоров о вкладе, утвержденных Постановлением правления ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» № 131 от 15 апреля 2008 года и которые действовали на дату, указанную в договоре.

Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение денежной суммы на вкладной (депозитный) счет вкладчика подтверждено договором банковского вклада с выдачей сберегательной книжки или другого документа, отвечающего требованиям, установленным законом, другими нормативно-правовыми актами в сфере банковской деятельности (банковскими правилами) и обычаями делового оборота.

Такой документ должен содержать: наименование банка, осуществившего кассовую операцию, дату осуществления кассовой операции (в случае осуществления кассовой операции в послеоперационное время — время выполнения операции), а также подпись работника банка, принявшего наличные, и оттиск печати (штампа) или электронная подпись работника банка, заверенный электронной подписью САБ.

Предоставлены истцами квитанции в подтверждение внесения ими как вкладчиками средств на депозитные счета, не являются надлежащими и допустимыми доказательствами, поскольку не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами в сфере банковской деятельности.

Согласно пункту 2.9 главы 2 раздела IV Инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 1 июня 2011 года № 174 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 25 июня 2011 года по № 790/19528, БАНК (филиал, отделение)обязан выдать клиенту после завершения приема наличных квитанцию (второй экземпляр приходного кассового ордера) или другой документ, подтверждающий внесение наличных в соответствующей платежной системе. Квитанция или другой документ, подтверждающий внесение наличных в соответствующей платежной системе, должно содержать наименование банка (филиала, отделения), совершивший кассовую операцию, дату осуществления кассовой операции (в случае осуществления кассовой операции в послеоперационное время — время выполнения операции или надпись или штамп «вечерняя» или «послеоперационное время»), а также подпись работника банка (филиала, отделения), который принял наличные , отпечаток печати (штампа) или электронную подпись работника банка (филиала, отделения), заверенный электронной подписью САБ».

В выше приведенном случае, безусловно, вина возлагается на сотрудников ОЩАДБАНКА, которые либо умышленно, либо по незнанию нарушили Инструкцию и ненадлежащим образом оформили соответствующие документы.

Что это значит для владчика, проигравшего судебный процесс и у которого «отобрали» деньги?

Он может обратиться в правоохранительные органы с заявлением, при условии, если есть основания и возможность доказать факт умышленного, незаконного удержания денежных средств, либо руководствуясь статьей 1172 Гражданского кодекса Украины, обращаться с иском в суд о возмещении юридическим лицом ущерба, причиненного их работником, либо обращаться в ЕСПЧ.

Для остальных владчиков, сигнал, о том, что банки, которые не дорожат своей репутацией и доверием клиентов, могут их «кидать» по такой «схеме».

Для судов, в производстве которых находятся подобные банковские споры, руководствоваться выше упомянутым постановлением Верховного суда Украины, отказывать в исках вкладчикам о возврате депозитных денежных средств.

Рекомендации.

Перед принятием решения о размещении денежных средств в определенном для себя банке, проверять его репутацию. Получать заблаговременно, консультацию адвоката либо приглашать его для сопровождения сделки. Для тех, у кого уже имеются депозитные вклады, руководствуясь выше упомянутой Инструкцией, проверить на сей день правильность оформленных документов и в случае их не соответствия, обратиться за юридической помощью для устранения в будущем факта не возврата ваших денежных средств.

В моей практике был случай, когда вкладчик(физлицо) обратился в филиал(структурное подразделение) банка к своему знакомому директору(управляющему) с предложением выгодного для него размещения денежных средств. В этом случае сработало «доверие», но не правильность оформления документов и прочее. Когда наступил срок возврата депозитных средств, «знакомый директор» уговорил продлить депозитный договор, выдав только проценты по депозиту. Таких «пролонгаций» было несколько с выдачей только процентов по депозитному вкладу. Затем директор (управляющий) исчез вместе с вкладом. Оказалось, что филиал банка на момент обращения вкладчика находился на стадии закрытия и у него не было полномочий на совершение подобной сделки.

Наш Адвокатский офис проконсультирует Вас по этому вопросу.

Адвокат А.Фесенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 3 =