29 ноября 2017 года, Верховный суд Украины принял решение, которым разрешил Государственному банку Украины (ОЩАДБАНК) не возвращать вкладчику его депозитные денежные средства в сумме — 23127.11 евро (основную сумму задолженности, проценты за вкладом, 3% годовых).( Дело № 463/2111/14-ц, обнародовано — 07.12.2017 года)
Причина, по которой ОЩАДБАНК отказался возвращать вкладчику денежные средства и которою Суд признал поводом для невозврата денежных средств, следующая:
« …заявление на внесение наличности не относится к приходным кассовым документам, предусмотренных требованиями Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, и не удостоверяет факт принятия банком от ответчика наличности на вклад.
Кроме того, приобщенный к исковому заявлению договор на вклад «Депозитный» на имя физического лица, составленный по форме, несоответствующей типовым формам договоров о вкладе, утвержденных Постановлением правления ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» № 131 от 15 апреля 2008 года и которые действовали на дату, указанную в договоре.
Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение денежной суммы на вкладной (депозитный) счет вкладчика подтверждено договором банковского вклада с выдачей сберегательной книжки или другого документа, отвечающего требованиям, установленным законом, другими нормативно-правовыми актами в сфере банковской деятельности (банковскими правилами) и обычаями делового оборота.
Такой документ должен содержать: наименование банка, осуществившего кассовую операцию, дату осуществления кассовой операции (в случае осуществления кассовой операции в послеоперационное время — время выполнения операции), а также подпись работника банка, принявшего наличные, и оттиск печати (штампа) или электронная подпись работника банка, заверенный электронной подписью САБ.
Предоставлены истцами квитанции в подтверждение внесения ими как вкладчиками средств на депозитные счета, не являются надлежащими и допустимыми доказательствами, поскольку не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами в сфере банковской деятельности.
Согласно пункту 2.9 главы 2 раздела IV Инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 1 июня 2011 года № 174 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 25 июня 2011 года по № 790/19528, БАНК (филиал, отделение)обязан выдать клиенту после завершения приема наличных квитанцию (второй экземпляр приходного кассового ордера) или другой документ, подтверждающий внесение наличных в соответствующей платежной системе. Квитанция или другой документ, подтверждающий внесение наличных в соответствующей платежной системе, должно содержать наименование банка (филиала, отделения), совершивший кассовую операцию, дату осуществления кассовой операции (в случае осуществления кассовой операции в послеоперационное время — время выполнения операции или надпись или штамп «вечерняя» или «послеоперационное время»), а также подпись работника банка (филиала, отделения), который принял наличные , отпечаток печати (штампа) или электронную подпись работника банка (филиала, отделения), заверенный электронной подписью САБ».
В выше приведенном случае, безусловно, вина возлагается на сотрудников ОЩАДБАНКА, которые либо умышленно, либо по незнанию нарушили Инструкцию и ненадлежащим образом оформили соответствующие документы.
Что это значит для владчика, проигравшего судебный процесс и у которого «отобрали» деньги?
Он может обратиться в правоохранительные органы с заявлением, при условии, если есть основания и возможность доказать факт умышленного, незаконного удержания денежных средств, либо руководствуясь статьей 1172 Гражданского кодекса Украины, обращаться с иском в суд о возмещении юридическим лицом ущерба, причиненного их работником, либо обращаться в ЕСПЧ.
Для остальных владчиков, сигнал, о том, что банки, которые не дорожат своей репутацией и доверием клиентов, могут их «кидать» по такой «схеме».
Для судов, в производстве которых находятся подобные банковские споры, руководствоваться выше упомянутым постановлением Верховного суда Украины, отказывать в исках вкладчикам о возврате депозитных денежных средств.
Рекомендации.
Перед принятием решения о размещении денежных средств в определенном для себя банке, проверять его репутацию. Получать заблаговременно, консультацию адвоката либо приглашать его для сопровождения сделки. Для тех, у кого уже имеются депозитные вклады, руководствуясь выше упомянутой Инструкцией, проверить на сей день правильность оформленных документов и в случае их не соответствия, обратиться за юридической помощью для устранения в будущем факта не возврата ваших денежных средств.
В моей практике был случай, когда вкладчик(физлицо) обратился в филиал(структурное подразделение) банка к своему знакомому директору(управляющему) с предложением выгодного для него размещения денежных средств. В этом случае сработало «доверие», но не правильность оформления документов и прочее. Когда наступил срок возврата депозитных средств, «знакомый директор» уговорил продлить депозитный договор, выдав только проценты по депозиту. Таких «пролонгаций» было несколько с выдачей только процентов по депозитному вкладу. Затем директор (управляющий) исчез вместе с вкладом. Оказалось, что филиал банка на момент обращения вкладчика находился на стадии закрытия и у него не было полномочий на совершение подобной сделки.
Наш Адвокатский офис проконсультирует Вас по этому вопросу.
Адвокат А.Фесенко