Возможно ли избежать уголовной ответственности за нарушение Правил учета наркотических средств?

В настоящее время происходят  случаи, когда должностных, ответственных лиц, субъектов хозяйствования (работников аптек, баз, складов, лечебных учреждений), которые имеют непосредственное отношение к учету наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств, привлекают к уголовной ответственности за нарушение установленныхПравил учета наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоровза частью 1 статьи 320 Уголовного кодекса Украины, или за нарушение установленных Правил учета ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств по части 2 статьи 321 Уголовного кодекса Украины.

Диспозиция части 1 статьи 320 Уголовного кодекса Украины, имеет следующее содержание:

«Нарушение установленных правил посева или выращивания снотворного мака или конопли, а также нарушение правил производства, изготовления, хранения, учета, отпуска, распределения, торговли, перевозки, пересылки или использования наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, предназначенных для производства или изготовления этих средств или веществ».

Примененное  законодателем  содержание статьи, вызывает неоднозначность его толкования. Следует ли его понимать так, что уголовная ответственность предусмотрена, если были нарушены например правила учета наркотических средств, психотропных веществ, предназначенные для производства или изготовления этих средств ? А если наркотические средства, психотропные вещества предназначены для реализации населению, и были нарушены правила их учета, в таком случае возникает ответственность?

Диспозиция части 2 статьи 321 Уголовного кодекса Украины, предусматривает:

«Нарушение установленных правил производства, изготовления, приобретения, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки ядовитых или сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими или психотропными или их аналогами, или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств».

Для привлечения к уголовной ответственности за нарушение Правил учета, законодатель не предусмотрел наступления каких-либо последствий.  Например, аптечный склад получил большое количество лекарственных средств с содержанием наркотических, психотропных веществ для дальнейшей их реализации населению. Ответственное лицо не успело за сутки проверить по количеству и качеству полученные лекарственные средства и внести в соответствующий Журнал учета. Последствий не наступило.

Государственная служба Украины по контролю за наркотиками внезапно осуществляет проверку аптечного склада и фиксирует действия ответственного лица, как нарушение Правил учета, считая, что регистрации в Журнале, полученных лекарственных средств, необходимо осуществлять на протяжении суток не смотря на полученный объем. Следователь, прокурор привлекает ответственное лицо к уголовной ответственности.

Названные статьи Уголовного кодекса по своему содержанию является бланкетными (имеют отсылочный характер), то есть для выяснения наличия состава конкретного преступления необходимо обратиться к другим нормативно-правовых актов Украины в поисках соответствующих Правил учета.

Приказом Министерства юстиции Украины № 34/5 от 12.04.2005 года «О совершенствовании порядка государственной регистрации нормативно-правовых актов в Министерстве юстиции Украины и отмене решения о государственной регистрации нормативно-правовых актов» определено, что:

правила это — акт(распорядительный документ), который конкретизирует нормы права общего характера с целью регулирования поведения субъектов правоотношений в определенных отраслях законодательства и решает процедурные вопросы;

порядок это – акт(распорядительный документ), который устанавливает механизм реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц, процедуру применения нормативно-правового акта и условия осуществления определенной деятельности.

Распорядительный документ( правила, порядок) должен содержать реквизиты и заголовок, а также соответствующие структурные составляющие.

ЗАКОН Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15 февраля 1995 года N 60/95-ВР( последняя редакция от N 901-VIII ( 901-19 ) от 23.12.2015) по своему содержанию не содержит соответствующих Правил учета кроме того, в статье 34 указывает на то, что операции, осуществленные в процессе деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах юридических лиц…. Форма указанных журналов, порядок их ведения и хранения устанавливаются центральным органом исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины на это время утвердил два постановления, в названии которых есть ссылка на порядок хранения, отпуска, осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,  контроля за их оборотом:

— ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 333 «Об утверждении Порядка приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения», от 13 мая 2013 года;

— ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 589 « Об утверждении Порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,  контроля за их оборотом», от 03 июня 2008 года.

Министерство здравоохранения Украины по этому вопросу, утвердило три соответствующие ПРИКАЗЫ, которые прошли соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции:

—  ПРИКАЗ МЗ Украины № 494 «О некоторых вопросах приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения» , от 07.08.2015 года;

— ПРИКАЗ МЗ Украины № 490 «Об утверждении перечней ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств», от 17.08.2007 года;

— ПРИКАЗ МЗ Украины № 360 « Об утверждении Правил выписывания рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, Порядка отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений, Инструкции о порядке хранения, учета и уничтожения рецептурных бланков», от 19.07.2005 года.

По содержанию названные постановления, приказы не содержат ни Правил учета ни Порядка ведения(заполнения) соответствующих Журналов, предусматривая только их разные формы.

Наличие существующих противоречий в понимании и трактовке содержания соответствующих статей, отсутствие соответствующих Правил учета в понимании отдельного распорядительного акта, дают основания утверждать об отсутствии уголовного деяния в отдельных случаях.

В Республике Беларусь, Российской Федерации на иных условиях предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил учета наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых или сильнодействующих веществ, а именно, определяются обязательные требования.

То есть, вещества должны находиться под специальным контролем. К уголовной ответственности привлекается лицо, которое обязано соблюдать указанные правила. Должны возникнуть последствия, по неосторожности потери или кражи названных средств, веществ.

Отсутствие каких-либо последствий, исключает уголовную ответственность.

Кроме того, отдельными нормативно-правовыми актами определены «Правила хранения, учета и отпуска ядовитых, наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков на наркотические средства на аптечных складах», утвержденные Приказом МИНЗДРАВА Республики Беларусь от 05.07.1999 года за № 215, — «Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 644.

Принимая во внимание существующую практику в Украине по вопросу применения части первой статьи 320 Уголовного кодекса Украины, части 2 статьи З21 Уголовного кодекса Украины, уместным было бы устранить противоречия в понимании и трактовке содержания соответствующих статей, разработать соответствующие Правила в качестве отдельного распорядительного документа, отменить уголовную ответственность за действия без последствий.

Анатолий Фесенко

Адвокат, член Комитета законотворческих инициатив

по вопросам адвокатской деятельности при НААУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =